9:00 - 18:00   +7 (39165) 2-15-35    zaozmuseum@gmail.com
  Версия для слабовидящих                        Поиск

Опыт, оплаченный кровью

Опыт, оплаченный кровью

 


Опыт, оплаченный кровью: Штурм города-крепости Кёнигсберг

 

 

Среди наград, учреждённых в годы Великой Отечественной войны, есть только одна, которая посвящена взятию или освобождению не иностранной столицы, а взятию города-крепости. Речь идёт о медали «За взятие Кёнигсберга», которой были награждены 760 000 человек.

Взятие Кёнигсберга — одна из самых ярких страниц в истории завершающего этапа Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование многократно заявляло о неприступности столицы Восточной Пруссии.

9 апреля 1945 года комендант Кёнигсберга Отто фон Ляш капитулировал перед войсками маршала Василевского.

Штурм Кёнигсберга — не просто один из ярких эпизодов Вели­кой Отечественной войны. Это нечто большее, что заставляет нас серьезно задуматься о многих проблемах сегодняшнего дня.

Да, безусловно, это прекрасно, талантливо задуманная и мас­терски выполненная крупномасштабная военная операция. Вся, от начала боевых действий на территории Восточной Пруссии до взя­тия военно-морской крепости Пиллау, до победного освобождения этого края от фашистских войск.  

Конечно, в коротком рассказе о штурме Кёниг­сберга упущены многие важные страницы сражения, они более подробно освещены в других изданиях, посвященных этой битве. Отдельно можно и нужно говорить о железнодорожных войсках, которые обеспечили бесперебойное снабжение идущих на штурм боеприпасами, продовольствием, другими необходимыми материа­лами. Это они в кратчайшие сроки уложили, перешили и ввели в действие 552 километра железнодорожных путей, построили 64 моста. Успешный штурм Кёнигсберга был бы невозможен без са­моотверженного ратного труда инженерных и саперных войск. Не­оценима роль Балтийского флота в штурме Кёнигсберга и Пиллау. Корабли и подводные лодки перерезали морские коммуникации противника, а морская авиация непосредственно участвовала в штурме, поддерживая наземные войска.

Нельзя забывать, что удары по Кёнигсбергу крылом к крылу с нашими авиаторами наносили французские летчики полка Нор­мандия — Неман, завершившего на этой земле свой боевой путь. Хочется упомянуть и о тех, кто внес свой незримый вклад в проис­ходившие события. Это группа немецких антифашистов — солдат, офицеров и генералов из комитета «Свободная Германия», кото­рые через громкоговорящие радиоустановки, выдвинутые в первые линии атакующих, обращались к своим соотечественникам с при­зывом не поддерживать фашистский режим. А некоторые из анти­фашистов, прекрасно понимая, чем это грозит, вновь надевали во­енную форму и шли через линию фронта в осажденный Кенигсберг, чтобы нести во вражеские окопы слово правды о войне, раз­вязанной гитлеровцами. 

Штурм Кёнигсберга еще раз доказал вели­кую силу патриотизма. Подойдите к братским могилам, и по фами­лиям погибших вы увидите, что победу ковали сыны всех народов Советского Союза, никогда не называвшие свою Родину «этой страной». Прикосновение к их подвигу учит нас любить свою стра­ну, гордиться ее славной историей. И тщетны предпринимаемые отдельными кругами, попытки переиначить итоги второй мировой войны, преуменьшить роль в ней советского народа, одержавшего великую победу над агрессором, спасшего мир от фашистской чумы.

Нет, штурм Кёнигсберга не канул в историю. Приходя на братс­кие могилы, каждый должен задать себе вопрос — а достоин ли он святой жертвы, принесенной нашими отцами и дедами. Ибо не ради себя, а ради своих потомков шли они без колебания в крова­вую битву с фашизмом. Вот почему нашу жизнь, деяния и помыс­лы свои мы обязаны соизмерять с величием их бессмертного под­вига. В этом великое значение Победы.

                                                                                 

 

                                                                    Подготовила  Ирина ГЕРАСИМЧУК,

                                                                    сотрудник  музея

 

 

Виртуальный тур по музею