9:00 - 18:00   +7 (39165) 2-15-35    zaozmuseum@gmail.com
  Версия для слабовидящих                        Поиск

«Сказки Северного сияния»

     В ночь с 31 декабря на 1 января по всему миру проходит празднование Нового года. В России в эту ночь Новый год встретят 11 раз, первыми – на Камчатке, а последними – в Калининграде. Однако не все народы нашей страны отмечают Новый год именно в этот день.

     В сфере реализации государственной национальной политики и сохранения культур и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе Севера, в преддверии празднования Нового года, в Музее истории прошел урок 

« Сказки Северного сияния».
     Музей истории города Заозерного посетили учащиеся 6 "В" класса, МБОУ СОШ № 1 (классный руководитель Огородникова Наталья Валерьевна).
     Сотрудник музея рассказала ребятам о том, что на территории Красноярского Края проживают представители восьми коренных малочисленных народов Севера: Якуты, Энцы, Долганы, Эвенки, Нганасане, Селькупы, Кеты, Чулымцы. Данные народы являются носителями традиционного образа жизни, основанного на единстве человека и природы, занимаются традиционными видами хозяйствования и промыслами, имеют богатую культуру, хранят национальные традиции и обычаи.

     У каждого народа имеются свои традиции и обычаи празднования Нового года. Коренные народы Севера встречают этот праздник в разное время, следуя своим национальным традициям.


      Приход зимы у народов Ханты и Манси  праздновался с появлением первого снега. Наступление времен года отслеживали по природным признакам: листочки на деревьях распустились или лед на реке тронулся. По мнению многих, начало Нового Года у народов ханты и манси происходит, когда прилетает ворона. Была традиция наряжать ёлку прямо в лесу. Её украшали игрушками из бересты и бусами. Также накрывался праздничный стол, на который выставляли всё самое вкусное.


     Чукчи празднуют Новый год в день зимнего солнцестояния с 21 на 22 декабря. Этот национальный праздник называют Пэгытти, что в переводе с чукотское означает «пёстрое скопление». Название праздник получил по имени ритуальной звезды, которая в традиционной астрологии является Альтаиром в созвездии Орла. Поэтому восхождение этой звезды для чукчей символизирует начало Нового года, так как с этого момента прирастает световой день. Праздничный огонь в этот день разжигался с помощью священной «огневой» доски. Она символизирует домашний очаг. И конечно, вокруг костра чукчи устраивали танцы и пели песни, желая добра и света. По традиции этот праздник нужно встречать с хорошими мыслями, чтобы год был удачным.


      Эвенки празднуют Новый год в день летнего солнцестояния. Этот праздник нового солнца называется Хэбденек, что в переводе означает «веселье». В народном календаре эвенов он считается днем рождения нового солнца и началом нового года.  Старейшины проводят традиционные обряды: зажигают священный костёр, кормление огня, встречу нового солнца и очищение дымом можжевельника. Эвенки верят, что в день летнего солнцестояния между мирами открываются двери, и в это время у человека есть возможность донести до духов свои просьбы. Как у других северных народов, каждая семья завязывает лоскуток на ветке дерева, загадывая желание. 


     Якуты встречают Новый год Летом 21 июня. Праздник носит название Ыысах («изобилие»). Символизирует культ солнечных божеств и культ плодородия. В этот праздничный день проводятся обряды моления, народные танцы и спортивные соревнования. Традиционно в этот день водят хоровод с названием Осуохай, что символизирует жизненный круг. Хоровод продолжается до самого восхода солнца. Это своего рода благодарность солнцу за его свет и доброту. Существует ещё один обряд в этот праздник – окропление огня, травы и деревьев кумысом, который является для якутов священным напитком. Символизирует этот обряд рождение Вселенной и человека. 

     Уже в современное время у народа Саха родилась сказка-легенда о Великом Чысхаане – Повелителе Холода и Зимы. Он, как и Дед Мороз, приходит к детям на новогодние праздники со своей внучкой Хаарчааной.

Живет Повелитель Холода и Зимы на Полюсе Холода – в Оймяконе.

     У Чысхаана большое семейство. Жена - Госпожа Зима - ведает Зимним временем. Холодна и властна. Имеет довольно крутой нрав. У Чысхаана и Госпожи Зимы есть три дочери (Леточкака, Веснянка и  Осенюшка),  внук Шалун-Ветерок  и внучка Снежинка.

     Якутская земля – земля преданий и легенд. Миф и реальность сплетены здесь воедино, образуя особый менталитет загадочного народа Саха, делая нашу реальность чуть таинственнее и заманчивее, внося в жизнь крупинки волшебства и сказки.


     В Ямало-Ненецком автономном округе  ненцы празднуют Новый год два раза в год зимой и летом: в ноябре и июне. Ненцы встречают Новый год в ноябре, когда начинает  замерзать вода. На празднике они  проходят обряд очищения огнем, во время которого просят у лесных богов помощи в перезимовке, здоровья и многое другое. 

      У них  свой новогодний волшебник— это Ямал Ири. Живет он в резиденции - в чуме в поселке Горнокнязевск.

     Он  путешествует на упряжке северных оленей по бескрайним просторам Ямала, развозит подарки детям в отдаленные поселки и стойбища. Еще один его сказочный атрибут- бубен - символ щита. Считается, что он помогает избавиться от плохих мыслей, делает добрых людей сильнее, а злых - добрее. Также бубен - это голос из волшебного мира, проводник в мир волшебства, источник силы и энергии.

       Еще одним началом года ненцы считают праздник Та' ер яля - день середины лета. Наступление летнего праздника знаменуется таянием снегов и отёлом оленей. В этот праздник коренные народы также стараются задобрить духов, просят о хорошей погоде, изобилии рыбы и дичи, загадывают желания, завязывая ленточки на березе и обмениваются подарками.  

      Ненцы отмечают Новый год, как все россияне. Хозяйка чума накрывает стол, на который выставляют преимущественно национальные блюда: оленина, строганина и свежая рыба. Проживающие в тундре ненцы накрывают стол прямо в чуме. А елку обычно наряжают на улице. Не чуждо ненцам и украшение своего жилища: мишура и гирлянды — привычный атрибут новогоднего украшения чума.


      Ребята  познакомились с культурной традицией празднования Нового года малочисленных народов Севера и с большим интересом слушали рассказ сотрудника музея.

27.12.2021.

Подготовила                                                                                  Ю.С. Лонгинова,  специалист по ЭВР.                                                                                                                     

Виртуальный тур по музею