В ночь с 31 декабря на 1 января по всему миру проходит празднование Нового года. В России в эту ночь Новый год встретят 11 раз, первыми – на Камчатке, а последними – в Калининграде. Однако не все народы нашей страны отмечают Новый год именно в этот день.
В сфере реализации государственной национальной политики и сохранения культур и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе Севера, в преддверии празднования Нового года, в Музее истории прошел урок
« Сказки Северного сияния».
Музей истории города Заозерного посетили учащиеся 6 "В" класса, МБОУ СОШ № 1 (классный руководитель Огородникова Наталья Валерьевна).
Сотрудник музея рассказала ребятам о том, что на территории Красноярского Края проживают представители восьми коренных малочисленных народов Севера: Якуты, Энцы, Долганы, Эвенки, Нганасане, Селькупы, Кеты, Чулымцы. Данные народы являются носителями традиционного образа жизни, основанного на единстве человека и природы, занимаются традиционными видами хозяйствования и промыслами, имеют богатую культуру, хранят национальные традиции и обычаи.
У каждого народа имеются свои традиции и обычаи празднования Нового года. Коренные народы Севера встречают этот праздник в разное время, следуя своим национальным традициям.
Приход зимы у народов Ханты и Манси праздновался с появлением первого снега. Наступление времен года отслеживали по природным признакам: листочки на деревьях распустились или лед на реке тронулся. По мнению многих, начало Нового Года у народов ханты и манси происходит, когда прилетает ворона. Была традиция наряжать ёлку прямо в лесу. Её украшали игрушками из бересты и бусами. Также накрывался праздничный стол, на который выставляли всё самое вкусное.
Чукчи празднуют Новый год в день зимнего солнцестояния с 21 на 22 декабря. Этот национальный праздник называют Пэгытти, что в переводе с чукотское означает «пёстрое скопление». Название праздник получил по имени ритуальной звезды, которая в традиционной астрологии является Альтаиром в созвездии Орла. Поэтому восхождение этой звезды для чукчей символизирует начало Нового года, так как с этого момента прирастает световой день. Праздничный огонь в этот день разжигался с помощью священной «огневой» доски. Она символизирует домашний очаг. И конечно, вокруг костра чукчи устраивали танцы и пели песни, желая добра и света. По традиции этот праздник нужно встречать с хорошими мыслями, чтобы год был удачным.
Эвенки празднуют Новый год в день летнего солнцестояния. Этот праздник нового солнца называется Хэбденек, что в переводе означает «веселье». В народном календаре эвенов он считается днем рождения нового солнца и началом нового года. Старейшины проводят традиционные обряды: зажигают священный костёр, кормление огня, встречу нового солнца и очищение дымом можжевельника. Эвенки верят, что в день летнего солнцестояния между мирами открываются двери, и в это время у человека есть возможность донести до духов свои просьбы. Как у других северных народов, каждая семья завязывает лоскуток на ветке дерева, загадывая желание.
Якуты встречают Новый год Летом 21 июня. Праздник носит название Ыысах («изобилие»). Символизирует культ солнечных божеств и культ плодородия. В этот праздничный день проводятся обряды моления, народные танцы и спортивные соревнования. Традиционно в этот день водят хоровод с названием Осуохай, что символизирует жизненный круг. Хоровод продолжается до самого восхода солнца. Это своего рода благодарность солнцу за его свет и доброту. Существует ещё один обряд в этот праздник – окропление огня, травы и деревьев кумысом, который является для якутов священным напитком. Символизирует этот обряд рождение Вселенной и человека.
Уже в современное время у народа Саха родилась сказка-легенда о Великом Чысхаане – Повелителе Холода и Зимы. Он, как и Дед Мороз, приходит к детям на новогодние праздники со своей внучкой Хаарчааной.
Живет Повелитель Холода и Зимы на Полюсе Холода – в Оймяконе.
У Чысхаана большое семейство. Жена - Госпожа Зима - ведает Зимним временем. Холодна и властна. Имеет довольно крутой нрав. У Чысхаана и Госпожи Зимы есть три дочери (Леточкака, Веснянка и Осенюшка), внук Шалун-Ветерок и внучка Снежинка.
Якутская земля – земля преданий и легенд. Миф и реальность сплетены здесь воедино, образуя особый менталитет загадочного народа Саха, делая нашу реальность чуть таинственнее и заманчивее, внося в жизнь крупинки волшебства и сказки.
В Ямало-Ненецком автономном округе ненцы празднуют Новый год два раза в год зимой и летом: в ноябре и июне. Ненцы встречают Новый год в ноябре, когда начинает замерзать вода. На празднике они проходят обряд очищения огнем, во время которого просят у лесных богов помощи в перезимовке, здоровья и многое другое.
У них свой новогодний волшебник— это Ямал Ири. Живет он в резиденции - в чуме в поселке Горнокнязевск.
Он путешествует на упряжке северных оленей по бескрайним просторам Ямала, развозит подарки детям в отдаленные поселки и стойбища. Еще один его сказочный атрибут- бубен - символ щита. Считается, что он помогает избавиться от плохих мыслей, делает добрых людей сильнее, а злых - добрее. Также бубен - это голос из волшебного мира, проводник в мир волшебства, источник силы и энергии.
Еще одним началом года ненцы считают праздник Та' ер яля - день середины лета. Наступление летнего праздника знаменуется таянием снегов и отёлом оленей. В этот праздник коренные народы также стараются задобрить духов, просят о хорошей погоде, изобилии рыбы и дичи, загадывают желания, завязывая ленточки на березе и обмениваются подарками.
Ненцы отмечают Новый год, как все россияне. Хозяйка чума накрывает стол, на который выставляют преимущественно национальные блюда: оленина, строганина и свежая рыба. Проживающие в тундре ненцы накрывают стол прямо в чуме. А елку обычно наряжают на улице. Не чуждо ненцам и украшение своего жилища: мишура и гирлянды — привычный атрибут новогоднего украшения чума.
Ребята познакомились с культурной традицией празднования Нового года малочисленных народов Севера и с большим интересом слушали рассказ сотрудника музея.
27.12.2021.
Подготовила Ю.С. Лонгинова, специалист по ЭВР.