История Заозерного

  Заозёрный — город (с 1948), административный центр Рыбинского района Красноярского края Российской Федерации. До 2008 года являлся самостоятельным муниципальным образованием, городом краевого подчинения, с 2008 — городское поселение Рыбинского района. Город расположен на реке Барга (бассейн Енисея), в 120 км от Красноярска.


  В лазоревом (синем, голубом) поле, включенное червленое (красное) опрокинутое острие с вписанным серебряным свободным (отвлеченным) острием; поверх всего черные лопата и кирка накрест, поверх которых три золотые головки колоса.

  В основе герба классический французский щит. Центральная часть красного цвета, символизирует героическое прошлое города Заозерного. Красный цвет в геральдике символ мужества, красоты и жизни.
Другие две синие части - символизируют честность, верность, а также множество озер в окрестностях города, что отражено в названии - Заозерный.
  В центре щита помещены символы добытчиков недр земных - кирка и лопата, дань памяти первопоселенцам, добывавшим в этих местах соль, слюду, уголь. Черный цвет в геральдике символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия.
  Колосья пшеницы символизируют плодородность заозерновской земли и трудолюбие ее жителей. Золото символ высшей ценности, величия, прочности, силы, великодушия.
  Белый треугольник - это горка соли - начало начал поселения. Серебро в геральдике символ - чистоты, благородства, мудрости, мира, взаимосотрудничества.
  Данный проект отражает историю основания города. Герб города - это не просто символ. Это символ, несущий объединяющую людей идею. Идею единения, принадлежности и любви к малой родине, уважения к предкам, знание своего исторического прошлого.


Земля моих отцов, земля родных людей!

Любовь моя, забота и награда.

Наверно, земли есть и краше, и милей,

Наверно, есть… Но мне других не надо!

 

  Начать свою статью я хочу со слов бывшего губернатора Красноярского края Александра Ивановича Лебедя: «Любовь к родной стране всегда начинается с любви к малой родине».

  Сейчас в городской музей все чаще и чаще стали обращаться школьники разных классов за информацией о какой-нибудь организации, предприятии, о происхождении названия той или иной улицы, собирают сведения о ветеранах Великой Отечественной войны, да и просто об известных людях, живущих или когда то живших в нашем городе.

  Приятно, что современное поколение заинтересовалось прошлым своей малой Родины. Большинству школьников приходится работать с известной многим жителям города книгой «Земля моя Рыбинская», которая была выпущена небольшим тиражом к юбилею города и над которой поработало большое количество краеведов города и района. Немалый вклад в создание книги, обработку материалов, проверке фактов сделал Сергей Иванович Кропоткин. Материалами из глав книги, автором которых является Сергей Иванович, его рисунками, на которых можно увидеть жизнь и быт наших предков, пользуется не только современное молодое поколение, но и мы, работники городского музея.

  Данная книга не переиздавалась, и нам бы хотелось познакомить заозёрновцев с некоторыми главами из этой книги, в которых речь идет о нашем прекрасном и любимом городе.

 

Глава 3

ГОРОД НА БАРГЕ

ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ_ автор: Сергей КРОПОТКИН

  Первое письменное упоминание о поселенцах на территории современного города Заозёрного относится к 1776 году. В «Покорнейшем доношении Варлааму Епископу Тобольскому и Сибирскому » из Енисейского Духовного Правления от 12 декабря 1777 года указывается: «… По данным в здешнее Духовное правление августа 9 числа прошлого 1776 года Енисейского ведомства от вновь поселившихся по реке Барге экономических крестьян Романа Аммосова ,Семена Дресвянских, Исая Пулкина и от прочих того селения жителей доношением объявленного… ». Из данного документа следует, что все нити заселения идут из Троицкого солеваренного завода на реке Усольке (ныне Тасеевский район).

  Как свидетельствует «Историческое описание Троицкого солеваренного завода», «… первые соляные ключи на реке Усолке были открыты живущими здесь тунгусами, которые в начале XVII века рассказали об этом единственным тогда в здешних местах торговым людям, мещанам города Енисейска- Хромовым, которые и начали варить соль в котлах, а потом устроили варницу». Позднее, в 1676 году из-за нужды в деньгах заведение было продано в правление Туруханского Свято- Троицкого мужского монастыря, основанного в 1660 году иеромонахом Тихоном. В 1764 году после указа Екатерины II о секуляризации церковных вотчин, монастырь перешел на содержание государства и потерял свою экономическую независимость. Солеваренный завод был принят в казенное заведение под управлением Главной соляной конторы.

  Дела на заводе шли достаточно хорошо. Так, если добыча соли с 1639 по 1677 годы составляла ежегодно 6000 пудов, то уже в 1783- 1790 годы – 45-48 тысяч пудов ежегодно. Снабжались этой солью Канск, Енисейск, Туруханск и их округи.

  С целью увеличения добычи соли в разные концы округа были отправлены «разведчики недр земных» для открытия месторождений и строительства новых заводов. По- видимому, для этого и пришли за 200 верст от места приписки на реку Баргу экономические крестьяне «Амосов со товарыщи».К сожалению, документального подтверждения того, что же привлекло первопроходцев к этому месту, не обнаружено, но существует предположение, что на правом берегу Барги были обнаружены соляные ключи, и была предпринята попытка варить соль. Несомненно одно- места больно хороши: леса со строевым кондовым сосняком богаты зверьем и птицей, реки и озера рыбные, поля под пашню, сенокосы и выпасы необъятны. Жить можно, а главное- воля.

  И вот на правом берегу реки Барги, распугивая лесную живность, застучали топоры. Блестя на солнце свежеошкуренными бревнами, поднялись первые срубы для жилья. Почин сделан. Привезли семьи. Обзавелись хозяйством. С каким удовольствием крестьянин, навалившись на ручку сохи, выворачивал веками нетронутую «свою» землю, прокладывая первую борозду. Обустраивались люди основательно, на века. Заботились не только о животе своем, но и о душе: уйдя из насиженных мест в края далекие, просили они высокое духовное начальство о причислении их к Петропавловской церкви села Рыбинского, что находилось в 18 верстах от их нового поселения. На что получили благословение и разрешение.

  По данным IV ревизии(переписи) за 1782 год в деревне Озерной значилось: «государственных крестьян 8 ревизных душ» (т.е. мужских), а это около 30 человек всего населения. В 1785 году Троицко-Заозерное становится селом. Появляются первые улицы: Береговая, Усовская(Революции), Большая(Рабочая), Таболяцкая(Куликовская), Церковная (Советская)… В 1840 году в селе было 143 дома и 745 жителей.

  Климатические условия и особенности хозяйственной жизни сибиряков повлияли на принципы композиционной организации как усадеб, так и поселения в целом. Для более ранних периодов характерен замкнутый двор с глухими воротами, высоким забором и сравнительно небольшими окнами. Но при всей своей суровости некоторые элементы художественного оформления изготовлены с большим вкусом. Срубы домов с вертикальными рядами выступающих торцов поперечных бревен производят впечатление монолитного монументального сооружения.

   От поколения к поколению менялось отношение мастера к декоративному убранству избы. Суровая сдержанность жилища первых поселенцев уступает место более пышным формам XIX- начало XX веков. Жители сибирских сел и деревень любили украшать свои жилища. Особенно нарядным было оформление фасада дома. Искусно выполнялись наличники окон, фронтонов, фриз, ворота. Однако не каждый хозяин мог украсить весь дом(иногда стоимость декора равнялось стоимости дома), поэтому большая часть построек имеет декор в наиболее важных местах. Это фриз, фронтон и наличники.

   Потемневшие от времен, порой чуть осевшие, покосившиеся и сегодня радуют глаз деревянные постройки прошлого. Привлекают внимание своей основательностью, степенностью. И дома как на подбор: «пятистенки», крестовые шестистенные, двойные и тройные. Сразу видно: крепко жили, зажиточно.


История Заозерного
 

С ВЕРОЙ В БОГА

Автор: Сергей Кропоткин

(главы из книги «Земля моя Рыбинская»- 2002 г.)

 Но не хлебом единым жили люди. Первопоселенцы, как истинные христиане, не могли жить без веры. В 1784 году по их прошению в Троицко-Заозерном был открыт свой приход, названный в честь Иоанна Богослова. Освоение места и закладка «камня под фундамент», скорее всего, проходили в день святого Иоана Богослова, поэтому и храм был назван в его честь согласно положению «О постройке новых церквей».

 В соответствии с этим же положением место под церковь выбирали удобное, на площадях, но не посреди обывательских построек. И строители с прихожанами нашли такое место в северо- восточной части современного города на небольшой возвышенности около озера.  Средства на постройку церкви собирали всем миром.

 Нам известны имена священнослужителей Иоанно-Богословского прихода. Первый из них - священник Михаил Иоаннов Токарев. Упоминание о нем есть в Метрической книге за период с 1802 по 1841 годы. Известно имя и последнего священника села Троицко-Заозерного Максима Титова, прослужившего в приходе до закрытия церкви. По сей день сохранился дом, в котором он проживал со своей семьей. В начале ХХ века сделана уникальная фотография в храме в момент богослужения, на которой запечатлен отец Максим.

 Не менее интересна история кладбищ на территории современного города. Их было четыре. Первое - церковное. Сегодня неизвестно, сколько могил было в церковной ограде и кто в них покоился. В 20-е годы ХХ века на этом кладбище были похоронены красногвардейцы, участники большеключинского боя, погибшие при подавлении Голопуповского мятежа.  Остальной же люд хоронили на сельском кладбище на правом берегу Барги на высоком холме в северо-восточной части нынешнего города. Хоронили на этом кладбище и нищих, и зажиточных, и купцов, и служивых. Перед Богом все равны. Сегодня о том, что здесь было кладбище, напоминают лишь ямы провалившихся могил, торчащие металлические штыри да пять гранитных безымянных памятников- надгробий с высеченными на них православными крестами.

 Покоится в этих, теперь безымянных могилах, прах первопоселенцев села из рода Дресвянских, Амосовых, Черкасовых и других. Где-то здесь похоронен купец, владелец большого дома, стоящего когда-то рядом с церковно- приходской школой (разобран в 1999 году), Леонтий Вишеватый. Покоятся родственники купцов Коновалова, Найдича. Лежат здесь и первые устроители новой жизни в селе, о чем свидетельствует памятник в виде металлического штыря с большой звездой.

 В 30-40-е годы прошлого века открыто новое кладбище к северу от села. А в начале 50-х годов было решено открыть новое кладбище в северо-восточной части по левой стороне дороги Заозёрный - Гмирянка, которое действует и сейчас.

Церковь была не только местом отправления духовных треб, но и своеобразным очагом культуры. С 1866 года в ней велась летопись, была библиотека. Другая сторона просветительской деятельности церкви заключалась в организации церковно-приходских школ. Уставом Духовных Консисторий вменялось в обязанность епархиальному начальству располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддерживанию при церквях училищ, которые с 1884 года были переименованы в церковно-приходские школы, «в виде простом приспособленном к народному быту для обучения в них детей поселян: чтению, письму, Закону Божию, церковному пению и начальной арифметике».

 В 1885 году такая церковно-приходская школа была открыта и в селе Троицко-Заозёрном. Законоучителем был священник Андрей Васильевич Херсонский, учителем - Степан Семенович Казанцев. Учебный день начинался чтением утренних молитв по узаконенному правилу. Первый после молитвы урок посвящался наставлению в Закон Божий, за этим уроком шли другие предметы. Это единственное учебное заведение в Заозёрном просуществовало до советской власти, и не одно поколение детей постигало в ней азы грамотности и христианского смирения.

 Размеренная жизнь села была нарушена в начале ХХ века – революция, гражданская война… Все меньше и меньше прихожан обращалось к услугам священника. Пустела церковь, скудели ее капиталы. Новая власть взяла курс на воинствующий атеизм. В школе уже не преподавали Закон Божий, а в Народном доме проводились дискуссии о вреде религии. Помнит старая площадь Базарная, как распевала молодежь антирелигиозные частушки в дни христианских праздников.

 В 1929 году на сходе граждан села было решено церковь закрыть. Церковная библиотека была национализирована, а все другие ценности растащены, проданы. Так закончилась история церкви имени святого евангелиста Иоанна Богослова.

 В здании церкви сначала была открыта школа. Но учились в церкви не долго. Вскоре в национализированном доме купца Найдича открыли школу крестьянской молодежи, а здание церкви пустовало до 1932 года.

 В связи с открытием в селе цеха по щипке слюды, здание церкви было продано за 10000 рублей Канскому рудоуправлению под производственное помещение. Местные жители долгое время не шли на работу в этот цех, боялись осквернить святое место. После постройки новых цехов слюдяной фабрики церковное здание вновь опустело. В 40-е годы это здание разобрали, и верующие поклонялись Богу на домашние иконки, по необходимости ездили в церкви Уяра, Канска и Красноярска.

 Вопрос о строительстве церкви в наши дни был поставлен самими горожанами. На страницах районной газеты велась дискуссия. И городская администрация по договоренности с районной передает приходу здание кинотеатра «Октябрь» в доверительное пользование.

 

История Заозерного

 Храм Иоанна Богослова

в здании бывшего кинотеатра «Октябрь»

 10 марта при участии протоиерея Геннадия, благочинного церквей Канского округа, в Заозерном состоялось собрание, на котором были избраны приходской совет, ревизионная комиссия, принят Устав.

 Администрация города обратилась с письмом к Преосвященному Антонию, епископу Красноярскому и Енисейскому от имени прихожан Заозёрного с просьбой о назначении в приход настоятеля. 3 сентября 1998 года вышел Указ Управляющего Красноярско-Енисейской Епархией о назначении в храм г. Заозёрного настоятеля Владимира Протопопова.

 Отец Владимир, приступив к службе в храме, занимался не только исполнением служебных обязанностей (молебны, богослужение, отпевание и т.д.), но и просветительской деятельностью. Начиная с сентября 1998 года, на страницах газеты «Голос времени» регулярно печатаются его статьи: дневной порядок богослужения, объявления о работе иконной лавки, ряд статей о сущности некоторых церковных празднеств, «жития святых», а также основы богослужения.

 В марте 2000 года настоятелем Заозёрновского Иоанно- Богословского прихода был назначен отец Михаил Загорский. Отец Михаил видит свою роль не только в исполнении служебных обязанностей, но и реконструкции храма. И есть надежда, что храм в Заозёрном возродится.

Строительство нового храма в городе Заозёрном.

История Заозерного

 

История Заозерного

 

 
Продолжение следует

Подготовила Ирина Герасимчук,

сотрудник музея

НАШИ НОВОСТИ
Опубликовано 12 октябрь 2018
Выставка с одноимённым названием открыта в городском музее.    Читать далее...
Опубликовано 03 октябрь 2018
В память о павших на полях сражений во всех войнах.    Читать далее...
Опубликовано 28 сентябрь 2018
Персональная выставка художника Баскакова А.А.    Читать далее...