9:00 - 18:00   +7 (39165) 2-15-35    zaozmuseum@gmail.com
  Версия для слабовидящих                        Поиск

Легендарный крейсер «Аврора»

      24 мая 1900 года на Неве под артиллерийские залпы салюта был спущен на воду один из самых легендарных кораблей российского флота — крейсер «Аврора».

Легендарный крейсер «Аврора»

      Строительство военного корабля началось летом 1897 года на петербургской верфи «Новое адмиралтейство». Строительство крейсера велось под руководством талантливого русского инженера-кораблестроителя К. М. Токаревского.

     «Аврора» был последним кораблём, из серии трёх бронепалубных крейсеров для Тихого океана. Первый корабль назывался «Паллада», а второй — «Диана». Все три крейсера этой серии («Диана», «Паллада» и «Аврора») предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из них уже находились на Дальнем Востоке к моменту вступления «Авроры» в строй действующих кораблей.  25 сентября 1903 года крейсер «Аврора»  под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.
     Цусимская битва -  одна из самых ярких и трагических страничек в истории не только Авроры но и всего Российского флота. В Корейском проливе наших моряков уже поджидала Японская эскадра. Силы были не равны изначально. В первые минуты неравного боя русская эскадра понесла огромные потери. За считанные минуты Крейсер получил более десятка крупных пробоин.

Легендарный крейсер «Аврора»

      5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. 2 октября 1904 года в составе эскадры «Аврора» вторично отправилась в путь - к Цусиме.

     На Балтику «Аврора» вернулась в начале 1906 года вместе с несколькими другими кораблями, уцелевшими от японского разгрома. В 1909-1910 годах «Аврора» входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.
     С началом Первой Мировой войны крейсер отправился на дозорную службу в водах Балтики, чтобы охранять и поддерживать огнём российские войска. В 1916 году судно отправили на ремонт. А в 1917 году корабль принял участие в революционных событиях страны: холостой выстрел из орудий «Авроры» стал сигналом штурма Зимнего дворца.
     С 1918 года крейсер находился в резерве, а с 1923 года опять стал учебным судном.
     В начале 40-х годов Аврору должны были списать из действующего флота. Максимальный Срок службы такого судна составлял 25 лет. Авроре было уже 40. Но великая отечественная война помешала этому событию. Часть орудий сняли с крейсера и использовали на других кораблях. Большую часть артиллерии, включая носовую пушку перевезли на рубежи Ленинграда. Там была сформирована Артиллерийская батарея специального назначения. Крейсер подвергался систематическим бомбёжкам, артобстрелу и к концу войны имел более 1500 пробоин.

Легендарный крейсер «Аврора»

      После ремонта, в 1948 году легендарный корабль установили на вечную стоянку у Петроградской набережной. До 1956 года судно служило учебной базой Нахимовского училища. Уже в те годы здесь начал организовываться корабельный музей.

     В данный момент крейсер «Аврора» является филиалом Центрального военно-морского музея.
 Легендарный крейсер «Аврора»

 

 
24.05.2021.                                                              подготовила  Лонгинова Ю.С.,
                                                           специалист по ЭВР.
                                                                                 

Виртуальный тур по музею