9:00 - 18:00   +7 (39165) 2-15-35    zaozmuseum@gmail.com
  Версия для слабовидящих                        Поиск

Доспехи стакана - подстаканник.

        История чаепития в России начинается с 1638 года. И эта история не обещала, что чай станет национальным русским напитком и будет иметь свои традиции, известные далеко за пределами страны. Просто однажды монгольский хан Алтын-хан прислал царю Михаилу Федоровичу необычный подарок: 4 пуда чайного листа. Царский посол удивился первым и даже немного обиделся: все-таки мы дарили соболей и золотые украшения, а тут – трава, с которой непонятно что делать. Но при дворе как-то быстро попробовали, поняли вкус и оценили. 

Доспехи стакана - подстаканник.

 Чайные атрибуты в СССР (музейный фонд)


         Впрочем, прошло много времени, прежде чем колониальный товар, а именно чай, стал доступным напитком для всех. Его пьют в любое время года и дня, потому что без него как-то скучно. «Чай не пил, где силы брать?», — говорят на Востоке. И, наверное, они правы. Как без чая вести разговор, хвалить пироги хозяйки, греться, освежаться, разговаривать по душам, да и просто, как говорят в России, «гонять чаи» от нечего делать. Говорят, что на Востоке чайная церемония – это глубокая философия, имеющая древние корни. Но разве не имеет своей философии традиция пить чай в России? Картина настоящего русского чаепития заслуживает внимания и философа, и художника, и писателя, и поэта. 

Доспехи стакана - подстаканник.

        В ней русское хлебосольство, которое так нравится иностранцам, и они часто думают, что стол накрыт к обеду: так много блюд появляется на нем. Но это всего лишь чай. А сколько романов началось «за чаем», сколько решилось проблем! Коротким нашим летом, когда обеденный стол стоит на веранде или в саду, наступает особое время. В нем мы всегда чувствуем ушедшее в историю и оставшееся в литературе и на полотнах художников очарование русских усадеб. На столе даже может стоять самовар, свечи в старых подсвечниках, на огонек будут заходить гости. Ведутся разговоры, пробуется варенье «нового урожая», чай заваривается с мятой, листьями вишни и смородины, он вкусен по-летнему и неизменно горяч, как это любят в России. Стол сервируется чашками в разнобой, но от этого становится еще веселее. 

Доспехи стакана - подстаканник.

      И вдруг появляется стакан в подстаканнике. Его обычно ставят мужчине, словно у подстаканника изначально мужской характер. В общем-то, нет, сегодня и многие женщины из экстравагантности или любви к старине пьют чай из стакана в серебряном антикварном подстаканнике.

Доспехи стакана - подстаканник.

 Стаканы для чая в СССР (музейный фонд).


Русский душою 

          Сегодня подстаканник – вещь редкая и ценная. К тому же он считается предметом декоративно-прикладного искусства. Он появился в XVIII веке и именно в России. Но этот факт могут оспорить антиквары, в руки которых попадают работы мастеров Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана. Если Польша и Финляндия в те времена были в составе Российской империи, то, как объяснить изготовление подстаканника в других европейских странах? Но именно русский подстаканник стал зеркалом нашей истории. В дизайне этого изделия была идеология, искусство, литература, история города, личности. Первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты и по форме и по оформлению. Так на оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе – простом народе. Делались они и на других заводах России и выполняли только бытовую функцию.

Доспехи стакана - подстаканник.

Чай пили из тонкостенных стаканов.


Расцвет подстаканника
          Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. И серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем. Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты — даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки — например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма — польские мастера представили парные подстаканники «На двоих», что очень романтично. Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры — Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев, Ольсониус и многие другие. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже.

Доспехи стакана - подстаканник.

 Подстаканники. Скань.


Революция 1917 года: буржуазию долой, подстаканник – оставить! 
         Подстаканник так и не признали классовым элементом, ведь пили из него и рабочие, и крестьяне – не роскоши ради, а защищая руки от горячего стакана. Этот предмет быта остался. Но стал выпускаться в меньшем количестве: наверное, держать революционный шаг и пить чай – занятия несовместимые. А потом наступил НЭП. И люди вновь вспомнили о подстаканнике, он стал символом уюта. Полюбили подстаканник и чиновники. На столе, покрытом зеленым сукном, освещенный мягким светом лампы на столе управленца стоял подстаканник и обнимал прозрачное тело стеклянного стакана, иногда граненого — произведения художницы Веры Мухиной.

Доспехи стакана - подстаканник.

 

Доспехи стакана - подстаканник.

 

Доспехи стакана - подстаканник.

                                             Подстаканники (музейный фонд)


В жизни подстаканника всегда есть место креативу 
      Наверное, первые производители подстаканников не догадывались, каким разнообразным будет его дизайн. Интересно, что в случае с подстаканником двигателем креатива стала идеология. Да и как было удержаться художнику от изображения на подстаканнике рабочих и крестьян, которые сражаются за революционные идеалы? А потом на подстаканнике появились мирные картины: первый трактор, выставка сельского хозяйства, дирижабль, серп и молот, колосья, труженики. Впрочем, был и танк – как символ военной мощи страны. И портреты вождей — Ленина и Сталина. Интересно, каково это после каждого глотка видеть профиль Сталина? 
          После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину.
          Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод «Северная чернь» делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С. Пушкина. Некоторые заводы — например, «Ленэмальер» — выпускают серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали. 
         Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов. В хрущевское время подстаканник стал еще более высокохудожественным, но постепенно исчез с обеденного стола. В 60-е годы в моду вошла синтетика и пластмасса и минимализм. В таком окружении подстаканник смотрелся несколько странно и даже вычурно, из него мог пить разве что дедушка. И постепенно подстаканник усвоил новую роль: быть раритетом, сувениром, оригинальным подарком, гордостью чьей-то коллекции.

Доспехи стакана - подстаканник.

 Подстаканники "Космос".


Мы едем, едем, едем…
         Каждый человек в нашей бескрайней стране хотя бы раз в жизни ездил на поезде и пил чай. У него, как это кажется всем и всегда, особый вкус. Возможно, это зависит от воды, нагреваемой в титане, самой атмосферы, упаковки сахара – по 2 кусочка, а также подстаканника. Без него нельзя представить себе чаепитие в поезде. Вот проводница спрашивает: «Чай пить будете?» Все оживляются, шуршат своими пакетами с провиантом и радостно соглашаются. И она несет чай, держа в одной руке 2-3 стакана. Чудо как хорошо на душе от этого размеренного позвякивания металлических подстаканников и ложечек в стаканах! 
       Интересно, что главным оптовым заказчиком подстаканников всегда было Министерство путей сообщения. Так, в 1924 году подстаканники для железной дороги выпускались в артели «Освобожденный труд металла». Но не только название артели было «говорящим». Подстаканники тоже назывались красиво и оптимистично — «Свободная дорога»! А не организовать ли чайку, господа? Да не в дежурной кружке китайского производства, а по всем правилам: в хрустальном стакане с серебряной ложечкой и ее старым другом – подстаканником, многие годы остающимися непреходящими ценностями нашего дома.

Доспехи стакана - подстаканник.

 

Доспехи стакана - подстаканник.

 

Доспехи стакана - подстаканник.

 

Доспехи стакана - подстаканник.

 

Доспехи стакана - подстаканник.

 

Доспехи стакана - подстаканник.

 Мини-выставки из предметов музейного фонда


29.11.2018 г.                     Подготовила Татьяна ФЕОКТИСТОВА, 
гл. хранитель музея

Виртуальный тур по музею