В стенах городского музея
храниться репродукция «Неизвестная» с картины художника Ивана Крамского, 1960-е годы.
На репродукции изображена молодая
женщина, сидящая боком, в чёрном пальто с опушкой из меха и синим бантом на
шее. На голове чёрная шляпка с белым страусиным пером (одета по последней моде 1880-х годов). Женщина сидит в карете (открытый экипаж) чёрного
цвета с кожаной обивкой, которая проезжает по Аничкову
мосту. На заднем фоне
изображены каменные дома жёлто-зеленого цвета. Картина напечатана на холсте и
обрамлена деревянной рамкой окрашенной в белый цвет.
Автопортрет. 1867
Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – выдающийся художник
второй половины XIX века, занимает одно из ведущих
мест в истории русской художественной культуры. Рано повзрослевший, мыслящий и
начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал
одним из вожаков "бунта четырнадцати" в 1863 г., когда группа
выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический
сюжет. После ухода бунтарей из Академии Художеств именно Крамской возглавил
созданную по его инициативе Артель художников. Крамской – один из основных
создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно
заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого
поколения художников-реалистов. Он принял участие в разработке устава
Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и
авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и
обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его
выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов,
чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому
догматизму.
Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» написана в 1883 году.
Это поясной портрет молодой женщины, сидящей в коляске. Дама одета по последнему слову моды 1880-х годов: бархатный берет, в то время такие береты называли «Франциск», напоминающий головной убор на картине аристократов 16 века — та же форма, то же страусовое перо прикрепляется золотым аграфом с жемчугом.
Тяжелый узел тёмных волос на шее. Пальто, по
ассоциации с генеральской шинелью, называется «Скобелев», явно дорого сукна,
отделано собольим мехом и шелковыми тёмно-синими лентами.
Так же отделана муфта, что тогда было модно, соболем и тёмно- синими шелковыми лентами. На руках в тон общему одеянию – тёмно-синие лайковые «шведские» перчатки и на левой руке массивный золотой браслет.
При анализе этой работы критики часто приписывают женщине свойства «Дамы с камелиями», утверждая, что здесь изображена некая дама полусвета, дорогая содержанка или может быть актриса, пользующаяся покровительством. Мотивируется это тем, что дама вызывающе модно и дорого одета.
В то время дворянство, переживая экономический кризис, не имело возможности так одеваться, и вообще точное следование моде было свойством «нуворишей», людей пришедших в высший свет благодаря деньгам, а не происхождению.
История это работы — Крамской называл её не «портретом», а «картиной» - противоречива. Автор не оставил комментариев, писем, записей в дневнике, счетов или дарственных имеющих отношение к этой картине.
Найден в частном собрании доктора Душана Фридриха в Чехословакии в городе Прага этюд, написанный к картине.
Известно, что позировала для такого же этюда не профессиональная натурщица, а чья-то знакомая, которая по случаю оказалась в мастерской Крамского и послужила моделью ему и нескольким его коллегам для натурной студии.
Об этом эпизоде пишет в своих воспоминаниях один из участников, коллега по ТПХВ. Похоже, что эта модель и изображена на эскизе к картине.
Эскиз написан в том же колорите и в том же ракурсе, но черты лица не такие правильные, другая причёска, другое, более жесткое, выражение лица.
Есть несколько разных версий создания этой работы. Одна из них — это портрет глубоко любимой дочери Крамского — Софьи, тоже художницы с трагической судьбой.
Так же предполагают, что это заказной портрет Екатерины Долгоруковой — морганатической супруги императора Александра II, который после гибели императора так и остался у художника.
Есть версия, гласящая о том, что это портрет Матрёны Саввишны, которая будучи горничной в поместье Бестужевых, очаровала своей необычной красотой молодого графа Бестужева — он на ней женился и привёз её в Санкт-Петербург, где художник с ней и познакомился.
Одна из привлекательных и довольно вероятных теорий — что на картине изображена Варвара Туркестанова — грузинская княжна. Иван Николаевич увидел её портрет-камею, узнал о её трагической судьбе, и это вдохновило его на создание картины.
Подготовила: Т.Г. Феоктистова, гл. хранитель фондов
20.03.2018 г.